Создание условий для реализации внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС. Скворцова Е.Н.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Сегодня внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

С введением ФГОС в 2010-2011 учебном году  в практику школьного образования наша школа уже имела определенный  опыт организации внеурочной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые образовательные стандарты   происходит совершенствование этой  деятельности.

Внеурочная деятельность — это не добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Работа в этом направлении призвана оказать содействие в формировании личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной  ситуации.

Цель внеурочной деятельности: создать условия для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций

В школе созданы  благоприятные условия для сотрудничества педагогов дополнительного образования, что способствует формирования у детей целостной картины мира, комплексного педагогического влияния на личность школьника, обеспечивает наиболее полное удовлетворение потребности детей в дополнительном образовании.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных предметов, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов и мотивов.

Организация внеурочной деятельности в школе основывается на следующих принципах:

  •  свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка;
  •  ориентир  на ценности воспитательной системы школы;
  •  опора на положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  •  соответствие возрастным особенностям обучающихся.

В соответствии с требованиями стандарта, внеурочная деятельность в нашей школе

организована по следующим направлениям:  (слайд)

 

Организация внеурочной деятельности

Направления
развития личности

Решаемые задачи

Духовно-нравственное

Приобщение к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи

Общеинтеллектуальное

Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности

Общекультурное

Развитие творческих возможностей учащегося, с учетом его возрастных и внутренних психологических наклонностей. Формирование эстетического вкуса.

Спортивно-оздоровительное

Организация оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.

Социальное

Развитие положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива

Духовно-нравственное направление: «Путешествие по стране этикета»: постижение норм человеческих отношений, и на их основе поиск путей самовоспитания и саморазвития.

Общекультурное направление: «Хореография»: оказывает влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств и функциональное состояние сердечнососудистой и нервной системы. «Вокальный»: вокальное пение играет большую роль в развитии творческой активности, развивает дыхание, способствует развитию правильной осанки. «Сударушка», «Очумелые ручки», «Волшебный мир оригами»:

воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

Социальное направление: «Театральный»: совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях. «ЮИД»: донести знания о дорожной безопасности до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения. «Школьный музей»: Дать школьникам первоначальные знания об организации и ведении музейного дела, подготовка школьных музейных экскурсоводов.
Общеинтеллектуальное направление: «Интеллект-клуб»: научить уверенно применять полученные знания на практике,  самостоятельно добывать новые знания. Способствовать развитию творческого и критического мышления воспитанников.

Спортивно-оздоровительное направление: «Спортивный клуб – рукопашный бой», «Баскетбол», «Футбол»: Главной задачей спортивных кружков всегда являлось «оторвать» детей с улицы, и увлечь их спортом, показать необходимость и занимательность здорового образа жизни,  формирование физически здоровой и физически развитой личности с высокой потребностью в двигательной активности и повышенной умственной работоспособностью.

Условия реализации внеурочной деятельности школьников

Во время проведения кружков педагоги используют разные формы работы: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические, которые позволяют всесторонне развивать личность ребенка.


Все кружки имеют коррекционную составляющую, так как создают условия для упражнения и тренировки определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.


На занятиях ведётся работа по профилактике переутомления учащихся. Педагогами, ведущими уроки и внеурочные занятия, медсестрой и школьным психологом осуществляется контроль и корректирование функционального состояния ребёнка.


Каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя как активную, творческую личность, расширяет его представления об окружающем мире. Ученики оживлённо общаются с преподавателями и друг с другом - в классах сложились доброжелательные взаимоотношения, что тоже является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды.

При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

 Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка.

Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется обучение настроенных на успех учеников в различных областях спорта, искусства, науки, техники и других видов деятельности.

Разработка сайта: Смирнова Лала Гамлетовна 2012

Официальный сайт МОУ “Средняя общеобразовательная школа №3 г. Коряжмы” Архангельской области