| ||||||
|
| |||||
Формирование ценностных ориентаций школьниковЧто нужно учитывать в процессе формирования ценностных ориентаций детей
1. Передача и усвоение нравственных норм должны проис-ходить на доступных для подростков фактах и способах их анализа. От 5 к 9 классу содержание и глубина фактов должны усложняться. Так в 5-6 классах учащиеся в основном оперируют фактами из жизни своих сверстников, а в 7-9 объектами наблюдения становятся явления более широкой действительности.
2. Доступность усвоения этического материала подростками зависит не только от сложности содержания самого материала, но и от того, насколько школьники могут применить имеющиеся у них навыки учебного труда к данной отрасли знаний.
З. Для усвоения знаний о морали особенное значение приоб-ретает развитие наблюдательности у подростков за общественными явлениями, интерес к ним, умение видеть нравственную сторону действий людей. Надо учить подростков выделять существенное в поступках людей отделять главное от второстепенного. Таким существенным являются мотивы поступков (во имя чего совершается поступок) и направленность действий личности (общественная или эгоистическая).
4. При отборе фактов надо помнить, что в сознании школьников прочно откладывается то, что они эмоционально пережили.
5.Сообщение знаний о нравственности должно быть тесно связано с личным опытом подростков, с жизнью школьного коллектива. Обсуждение моральных проблем, оценка и самооценка поступков помогает подросткам определить свою позицию по отношению к происходящим событиям, определить нравственность своей деятельности. Именно поэтому важно не превращать уроки в морализирование, когда одних хвалят, других осуждают. В центре внимания должно быть прежде всего обсуждение проблемных вопросов, выработка умений действовать в незнакомой ситуации на основе усвоенных этических норм.
6. В приобретении нравственного опыта школьник имеет дело непосредственно с действительностью, которая настолько сложна, что подростку часто бывает трудно вычленить ее нравственную сторону и поступить на основе известных норм морали, т.е. перевести план нравственного сознания непосредственно в свой жизненный опыт. В связи с этим в ходе уроков желательно создавать проблемные ситуации, в которых подросток анализирует нравственный аспект ситуации и избирает способ возможного решения.
7. В процессе обучения дети учатся реализовывать творческий, исследовательский подход в решении нравственных проблем. Но исследовательские задачи можно ставить на доступном для них материале, по темам, где они могут проводить больше личных наблюдений.
8. Психологами установлено, что потребность поступать в соответствии с полученным знанием появляется у подростков тогда, когда это знание имеет для него личностный смысл, тогда оно является жизненно значимым. Такое отношение может формироваться на основе индивидуального опыта и в процессе сопереживания с опытом другим людей, чаще всего с героями художественным произведений. Именно поэтому на уроках огромное значение имеет использование в качестве фактического материала различных литературных источников (художественных и публицистических).
9. При более сложных проблемах (гордость, честь, милосердие) должна преобладать информация учителя, опора на литературные источники. При менее сложных проблемах (доброжелательность, уважение к старшим) следует опираться на личный опыт школьников.
10. Наблюдение за жизнью классного коллектива поможет учителю увидеть результат уроков, определить, какие стороны деятельности, общения и отношений подростков "западают", какой проблеме посвятить следующий урок, какой вариант проведения занятия выбрать. Только при выполнении этих требований процесс формирования ценностных ориентаций будет эффективным, принесёт максимальную пользу учащимся. | ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |