Учебно-методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию школьников

Формирование ценностных ориентаций школьников

Что нужно учитывать в процессе формирования ценностных ориентаций детей

 

1. Передача и усвоение нравственных норм должны проис-ходить на доступных для подростков фактах и способах их анализа. От 5 к 9 классу содержание и глубина фактов должны усложняться. Так в 5-6 классах учащиеся в основном оперируют фактами из жизни своих сверстников, а в 7-9 объектами наблюдения становятся явления более широкой действительности.

 

2. Доступность усвоения  этического материала  подростками  зависит не только от сложности содержания самого материала, но и от того, насколько школьники могут применить имеющиеся у них навыки учебного труда к данной отрасли знаний.

 

З. Для усвоения знаний о морали особенное значение приоб-ретает развитие наблюдательности у подростков за общественными явлениями, интерес к ним, умение видеть нравственную сторону действий людей. Надо учить подростков выделять существенное в поступках людей отделять главное от второстепенного. Таким существенным являются мотивы поступков (во имя чего совершается поступок) и направленность действий личности (общественная или эгоистическая).

 

4. При отборе фактов надо помнить, что в сознании школьников прочно откладывается то, что они  эмоционально пережили.

 

5.Сообщение знаний о нравственности должно быть тесно связано с  личным опытом подростков, с жизнью школьного коллектива. Обсуждение моральных проблем, оценка и самооценка поступков помогает подросткам определить свою позицию по отношению к происходящим событиям, определить нравственность  своей деятельности. Именно поэтому важно не превращать уроки в морализирование, когда одних хвалят, других осуждают. В центре внимания должно быть   прежде всего обсуждение проблемных вопросов, выработка умений действовать в незнакомой ситуации на основе усвоенных этических норм.

 

6. В приобретении нравственного опыта школьник имеет дело непосредственно с действительностью, которая настолько сложна, что подростку часто бывает трудно вычленить ее нравственную сторону и поступить на основе известных норм морали, т.е. перевести план нравственного сознания непосредственно в свой жизненный опыт. В связи с этим в ходе уроков желательно созда­вать проблемные ситуации, в которых подросток анализирует нравственный аспект ситуации и избирает способ возможного ре­шения.

 

7. В процессе  обучения   дети   учатся   реализовывать   творческий, исследовательский подход  в  решении нравственных проб­лем. Но исследовательские задачи можно ставить на доступном для них материале, по темам, где они могут проводить больше личных наблюдений.

 

8. Психологами установлено, что потребность поступать в  соответствии    с  полученным  знанием  появляется  у подростков тогда, когда это знание имеет для него личностный смысл, тогда  оно является жизненно  значимым. Такое отношение может формировать­ся на основе индивидуального опыта и в процессе сопереживания с опытом другим людей, чаще всего с героями художественным произведений. Именно поэтому  на уроках огромное значение имеет использование в качестве  фактического материала различных ли­тературных источников (художественных и публицистических).

 

9. При более сложных проблемах (гордость, честь, милосердие) должна преобладать информация  учителя, опора  на  литературные источники. При менее сложных проблемах (доброжелательность, уважение к старшим) следует опираться на личный опыт школьников.

 

10. Наблюдение за жизнью классного коллектива поможет учителю увидеть результат уроков, определить, какие стороны деятель­ности, общения и отношений подростков "западают",  какой пробле­ме посвятить следующий урок, какой вариант проведения занятия выбрать.

 

Только при выполнении этих требований процесс формирования ценностных ориентаций   будет  эффективным, принесёт   максимальную  пользу  учащимся. 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".