Как меняется личность? Я не узнаю своего ребенка

Авторы – составители:

Канжина Н.Н., к.б.н., доцент кафедры педагогики и психологии АО ИОО,

Панкратова Г.В., методист кафедры педагогики и психологии АО ИОО,

Тел. 8(8182) 242168.

 

«Структура личности подростка…. В ней нет ничего устойчивого,

окончательного и неподвижного. Все в ней – переход, все течет».

Л.С. Выготский

 

«Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью,

которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым

созреванием и вхождением во взрослую жизнь».

Психологический словарь.

Все мы замечаем, как меняются наши дети. Некоторые говорят, что ребёнок сильно вырос, кто-то отмечает изменения характера: появились вспыльчивость, эмоциональная неуравновешенность, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. Ребёнок становится «неудобным», с ним уже труднее договориться не всегда понятно, как поступить в некоторых ситуациях.

Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса", которому свойственно:

- чувствительность к оценке посторонних своей внешности;

- крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих;

- внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров.

- очевидное физическое взросление меняет взгляды ребёнка на жизнь, его ценностные ориентиры.

- дети стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11-12 лет, увеличивается конфликтность подростков.

- большинство детей в этот период времени  отдаляются от родителей, предпочитая группу сверстников.

Подростковый возраст - это наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости.

В зависимости от конкретных социальных условий, культуры, тех традиций, которые существуют в воспитании детей, этот переходный период может иметь различное содержание и разную длительность. Этот период развития охватывает примерно возраст с 10—11 до 14—15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы.

Подростковый возраст условно делится на младший (10-12 лет), являющийся началом отрочества, как бы связующим звеном между младшим школьным и подростковым возрастами, и стар­ший (12-14 лет), приближающийся по своим психологическим характеристикам к ранней юности.

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении.

Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием, как причиной различных психофизиологиче­ских и психических отклонении. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма, у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия, многие из них порой начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими из-за несовпадения темпов роста разных частей тела и резкой смены его пропорций и т.п.  Наблюдающиеся в пубертатный период,  изменения бывают столь значительны, что для описания их ученые предпочитают использовать такие образные выражения, как «гормональная буря», «эндокринный шторм», «скачок роста» и др.

Проблема так называемого кризиса 13 лет до сих пор остается в психологии дискуссионной. Резкое увеличение отрицательных поступков детей при переходе в подростковый возраст—непослушание, упрямство, бравирование своими недостатками, драчливость и др.— делает этот возраст трудным для учителя. За каждой внешней реакцией учащегося стоит своя психологическая причина, которую легко упустить, если ограничиваться только моральной оценкой поступков. Те действия подростков, которые на первый взгляд оцениваются как «некультурные», «глупые», «вредные», «необъяснимые», на самом деле имеют прежде всего психологическое объяснение, вытекающее из особенностей данного этапа становления личности.

Основной психологический «механизм» резкого изменения поведения в подростковом возрасте схематично можно представить следующим образом. Начало полового созревания, связанное с появлением новых гормонов в крови и их влиянием на центральную нервную систему, с бурным физическим развитием, повышает активность, физические и психические возможности детей и создает благоприятные условия для появления у ребенка ощущения взрослости, самостоятельности. Однако на данном этапе психического развития ребенок еще не может быть самостоятельным полностью. Появляется одно из основных противоречий возраста — между возросшим ощущением самостоятельности и психическими возможностями подростка, разрешение которого и ведет к дальнейшему психическому развитию.

У подростка существует несколько путей формирования самоуважения и самосознания. Один из них — развитие своей личности по образу и подобию личности взрослого человека, так как именно взрослый в глазах ребенка обладает самостоятельностью. Поэтому первое, к чему стремится ребенок подросткового возраста — это показать себе и окружающим, что он уже не ребенок, утвердить себя наравне со взрослыми. Чтобы решиться на самостоятельные поступки, он непроизвольно как бы убеждает себя, что имеет на это право, так как он уже, «взрослый». Поэтому «чувство взрослости» рассматривается психологами как главное новообразование личности в подростковом возрасте.

Зная, что стремление получить статус взрослого закономерно для этого возраста и жизненно необходимо для полноценного психического развития подростка, педагог должен правильно понимать психологическую природу связанных с этим отрицательных поступков, не препятствовать проявлениям у детей взрослости, а направлять их в положительное русло.

Чувство взрослости ребенок испытывает и в компании сверстников, где он может «на равных» обсудить любые «взрослые» проблемы и не беспокоиться, что его одернут как маленького. Недостаточная еще уверенность в себе не только заставляет подростка всеми средствами подчеркивать свою взрослость во внешнем плане, но и рождает повышенную чувствительность к ее недооценке. Это, в свою очередь, часто вызывает грубость и агрессивность по отношению к старшим, повышенный критицизм и игнорирование советов и требований родителей и учителей и т. д.

Сопротивление воле взрослых, распоряжениям актива класса школы и т. д. может выступать не только как единичная реакция на факт недооценки, с точки зрения подростка, его личности. Это один из путей, с помощью которого ребенок достигает ощущения значительности своей личности, ее действенности, ее способности противостоять окружению. Искусственно «сталкивая» свою личность с личностями других людей, ребенок начинает, так сказать, более контрастно представлять границы своего «я».

Стремление к независимости у подростка внутренне связано с его большой зависимостью от личностных влияний окружающих. Подросток очень озабочен мнением о нем окружающих и активно ищет такую среду, в которой отношения показывали бы ему, что он — взрослый, самостоятельный человек.

Очень важно найти у каждого подростка лучшие стороны его личности, выявить его способности, и, опираясь на них, всячески поддерживать у ребенка веру в себя. В противном случае, неизбежны большие трудности в воспитании. Чтобы утвердиться в своих глазах в качестве самостоятельной личности, осознать свое «я», ребенок вынужден так или иначе проявлять себя вовне, пробовать оказывать свое личностное влияние на окружающих. И если нет возможности проявлять себя положительно, ребенок, в силу психологической необходимости, делает это в отрицательных поступках — упрямстве, бравировании своими недостатками.

Учитывая, что для данного возраста очень важно сформировать самоуважение, необходимо найти пути повышения статуса школьника в классном и общешкольном коллективах, верить в возможности каждого и уважать в подростке формирующегося взрослого.

Взрыв непослушания, грубости, другие бурные пове­денческие проявления подросткового кризиса некоторые авторы объясняют тем, что взрослые не перестраивают своего поведения в ответ на формирующееся у подрост­ка «чувство взрослости», его стремление к новым фор­мам взаимоотношений с родителями и воспитателями. Другие авторы рассматривают кризис 13 лет как пря­мое отражение процесса полового созревания, считая его мало связанным с особенностями воспитания. Нако­нец, третьи полагают, что этот кризис вообще далеко не обязателен, что у многих подростков его просто не бы­вает.

Главным психическим новообразованим детей  подросткового возраста принято считать - ”чувство взрослости”, в котором можно выделить два взаимосвязанных аспекта:

а) стремление подростка быть взрослым, то есть приобрести знания, умения, навыки, привычки, качества, присущие взрослому;

б) стремление считаться взрослым, выражающееся в “борьбе” подростка за возведение его в статус взрослого человека.

Первый аспект реализуется в мыслях о будущей профессии, появлением элементов самообразования, подражании взрослым в деятельности и общении, активизации процесса самовоспитания физических, нравственных, волевых качеств, специфических черт “мужественности” и “женственности”. Степень выраженности каждого из названных направлений во многом зависит от избранного подростком идеала взрослости.

В реализации второго аспекта важнейшее значение приобретает перестройка общения со взрослыми, переход подростка от “морали послушания” к “морали равенства”.

По сути дела, эти два аспекта “чувства взрослости” отражают два основных пути самоутверждения человека: первый - за счет самосовершенствования, второй - за счет окружающих людей, противопоставления себя действующим нормам и требованиям, особенно исходящим со стороны взрослых. Именно здесь находится источник конфликта “отцов и детей”, который типичен для взаимоотношений подростка и взрослых.

Также к основным новообразованиям в подростковом возрасте относят: сознательную регуляцию своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении.

Л.С. Выготский перечислил несколько основных групп наибо­лее ярких интересов подростка, которые он назвал доминантами:

— эгоцентрическая доминанта (интерес подростка к собствен­ной личности);

— доминанта дали (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него наиболее субъективно прием­лемы, чем ближние, текущие, сегодняшние);

— доминанта усилия (тяга подростка к сопротивлению, пре­одолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляют­ся в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного ав­торитета, протесте и других негативных проявлениях);

— доминанта романтики (стремление подростка к неизвестно­му, к рискованному, к приключениям, героизму).

Особенности общения со сверстниками и со взрослыми.

Для подросткового возраста часто характерным является определенное отчужде­ние от взрослых (родителей и учителей) и усиление авторитета группы сверстников. Такое поведение имеет глубокий психологический смысл. Чтобы лучше понять и оценить себя, необходимо сравнить себя с подобными. Активные процессы самопознания вызывают огромный интерес подростков к своим сверстникам, авторитет которых на опреде­ленный период времени становится весьма сильным.

Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других быть признанным, хорошим товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения в средних классах. Как показывают исследования, именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений подростков. Это сопровождается повышенной конформностью подростков по отношению к подростковым компаниям.

Развитие рефлексии.

По данным И. В. Дубровиной, так называе­мая личностная рефлексия начинает проявляться у 78 % детей в воз­расте 12—13 лет. У подростков наблюдается повышенная склонность к самонаблюдению, эгоцентризм, неустойчивость «образа я». Подро­сток ищет ответ на вопрос: каков он среди других, насколько он похож на них. Одновременно формируется отношение подростка к самому себе. Как правило, 12—13 летние подростки чаще, чем млад­шие школьники, думают, что окружающие невысокого мнения о них; наблюдается феномен самоотвержения, самонеприятия. Самооценка подростка имеет сильную аффективную окраску.

В старшем подростковом возрасте процесс становления самооценки углубляется. Старшеклассники начинают искать ответы на вопросы: как они выглядят в глазах окружающих, насколько отличаются от других людей, чем они похожи на свой идеал и чем отличаются от него. В этом возрасте формируется соотношение двух регуляторов поведения — «я - реального» и «я - идеального».

В психологии, показано, сколь важно для личностного самоопределения, для становления личностной самоидентичности опираться имен­но на положительные стороны своего «Я».

Поэтому при работе и общении с младшими подростками упор следует сделать на пробуждении интереса и развитии доверия к самому себе, на постепенном понимании своих возможностей, способно­стей, особенностей характера и пр. Этот возраст является благо­приятным временем для работы над развитием и укреплением у подростков уверенности в себе, чувства собственного достоин­ства. При работе со старшими подростками основной акцент можно сделать на развитии доверия к окружающим людям, на анализе мотивов общения, межличностных отношений.

Психологические особенности подросткового возраста (11-15 лет)

— Интенсивное половое созревание, бурная физиологическая перестройка организма

— Неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправ­ляемость эмоций и настроений

— Утверждение своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений с взрослыми

— Ведущая деятельность — общение со сверстниками, освоение новых норм поведения и отношений с людь­ми на основе необходимости «завоевать» признание, распо­ложение и уважение сверстников к себе

— Формирование самооценки

— Формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор группы для общения

— Отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам

— Развитие логического мышления, способности к теоре­тическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию аб­страктными понятиями

— Самоконтроль и планирование деятельности еще затруднено

— Склонность к риску, агрессивности как приемы самоутверждения

— Появление сексуальных влечений и интересов

— Формирование самосознания

— Избирательность в учении, развиваются общие и специальные способности.

 Типичные подростковые реакции

Реакция группирования. Подросткам свойственно почти инстинктивное влечение друг к другу. Так реализуется стремление к неформальному, нерегламентированному общению, удовлетворяется чувство причастности к своей возрастной группе, решается вопрос о своем месте в ней. Сама по себе такая реакция нейтральна. Как поведет себя группа в обществе, зависит от нравственных установок ее лидера. Запрет же взрослых дружить с тем или иным товарищем ведет к протестным формам поведения. Поэтому важнее найти пути взаимодействия с группой и позитивного влияния на нее.

Реакция эмансипации. Подросток может, а значит, и должен проявлять самостоятельность. Если мы будем все время стараться водить его за руку, вовлекать лишь в строго регламентированные мероприятия, то встретимся с другой характерной реакцией подросткового возраста - с реакцией эмансипации. Она вытекает из стремления подростка утвердить себя как самостоятельную личность и неизбежна там, где существует мелочная опека старших, чрезмерный контроль, пренебрежительное отношение к интересам и желаниям подростка. Чем сильнее зажат подросток, тем острее его стремление всегда и везде поступать по-своему. Необычные прически, одежда, "своя" музыка - это вызов взрослым, протест. Когда эта реакция заходит слишком далеко, то теряется доверие ко всем взрослым и отвергается все, что предлагается ими, в том числе и полезное, необходимое для подростка.

Реакция увлечения. Подросткам свойственны увлечения (хобби-реакции). Подобно тому, как детям для своего развития необходимы игры, подросток для становления личности нуждается в увлечениях. Родителям эти занятия могут представляться бесполезными, и с объективной точки зрения это может соответствовать истине. Но для подростка увлечение всегда вызывает положительную эмоциональную окраску, дает чувство удовлетворения. Отношение взрослых к увлечениям тинейджеров может стать причиной обострения реакции эмансипации. Смена увлечений не должна вызывать протест у родителей - это естественное явление. Чтобы узнать свои способности, надо испытать себя в различных видах деятельности. Но когда увлечения отдается слишком много времени в ущерб учебе, отдыху, другим видам необходимой деятельности, то тревога родителей становится обоснованной.

Реакция протеста. У незрелых подростков встречаются поведенческие реакции, более характерные для детского возраста. Эти реакции протеста разнообразны: отказ от еды, общения, посещения школы, побеги из дома, агрессия к обидчику, порча его вещей. В таком случае важно понять причины протеста и устранить их.

Реакция имитации (подражания). Для подростка объектом имитации часто становятся кумиры молодежной моды, звезды шоу-бизнеса и спорта. Подростки подражают их стилю одежды, прическам, манерам, суждениям, вкусам. Реакция имитации становится опасной, когда подражают антигерою, антисоциальной личности. Поэтому вполне оправдан запрет на литературу и фильмы, пропагандирующие жестокость, секс, порнографию.

Реакция сверхкомпенсации. Одной из форм психологической защиты является реакция компенсации, когда слабость и неустойчивость в одной области компенсируется успехами в другой. Это позволяет сохранить душевное, психологическое равновесие. Нередко слабый в учебе подросток компенсируется успехами в спорте, лидерством в неформальной обстановке среди своих сверстников. Сверхкомпенсация может носить карикатурный характер, и тогда правильнее говорить о ложной компенсации.

Памятки для родителей

 Принципы общения

ДАЙТЕ СВОБОДУ! Свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и более удерживать его возле себя не удастся, а непослушание - это стремление выйти из-под вашей опеки.

НИКАКИХ НОТАЦИЙ! Больше всего подростка раздражают нудные родительские нравоучения. Измените, стиль общения, перейдите на спокойный и вежливый тон и откажитесь от категоричных оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд, собственные ошибки и собственные выводы.

ИДИТЕ НА КОМПРОМИСС! Все равно ничего не удастся доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Чтобы скандал прекратился, кто-то первый должен замолчать. Взрослому это сделать проще, чем подростку с неустойчивой психикой. Формула для выхода из ссоры: "Мы ссоримся - значит, мы все неправы! Давай подумаем - в чем".

НЕ ОБИЖАЙТЕ! Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций подросток учится у вас.

БУДЬТЕ ТВЕРДЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ! Несмотря на вашу готовность к компромиссу, подросток должен знать, что родительский авторитет незыблем.

Памятка родителям от ребенка

  1. Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
  2. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «нытиком».
  3. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  4. Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, зачем поступаю так, а не иначе.
  5. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
  6. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
  7. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить – это поколеблет мою веру в вас.
  8. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  9. Не пытайтесь читать мне наставления или нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
  10. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности сравняться с вами.
  11. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
  12. Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я буду с вами торговаться, и, поверьте, – я окажусь с прибылью.

Приемы, которые позволяют установить контакт с ребенком

Прием 1. Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете.

А) Демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит (например, словами "да", "угу", вопросами "а что потом?", "и что же?" и т. д.).

Б) Позволяйте ребенку выражать его собственные чувства.

В) Покажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко резюмировав или пересказав суть).

Прием 2. Внимательно следите за лицом ребенка и его "языком тела". Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и прочее). Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное. Всегда полагайтесь на "язык тела". Но постарайтесь не вызвать излишний интерес. Не забывайте, что в подростковом возрасте преобладает "потребность в эксперименте".

Прием 3. Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к руке.

Прием 4. Выбирайте правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте безапелляционно или саркастично - дети могут расценивать это как пренебрежение к своей личности.

Прием 5. Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: "Вот это да!", "Да ну, не может быть!" и т. п.

 

Литература: 

  1. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М., 1990.
  2. Борба М. Нет плохому поведению. М., 2006.
  3. Вачков И. Королевство разорванных связей. М., 2001.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?

Разработка сайта: Смирнова Лала Гамлетовна 2012

Официальный сайт МОУ “Средняя общеобразовательная школа №3 г. Коряжмы” Архангельской области