Психологическая готовность старшеклассников к единому государственному экзамену

егэЕдиный государственный экзамен – деятельность особого рода, напряженная, требующая определенной подготовки. На сегодняшний день уже имеется огромное количество материалов для выпускников, учителей и организаторов экзамена, обеспечивающих правовую и организационную, содержательную и методическую подготовку к Единому государственному экзамену. Однако все эти направления подготовки предполагают лишь инструментальную готовность выпускников и не способствуют формированию психологической готовности к такому серьезному испытанию. Между тем,  психологической подготовке внимания не уделяется и она, как правило, складывается стихийно. Поскольку практически  не разработаны программы психологической поддержки учеников, нередко бывает так, что старшеклассник знает предмет, умеет решать те или иные задачи, но не справляется с экзаменационными заданиями, т.к. не уверен в своих силах,  не умеет управлять своими эмоциями, мыслями, действиями, не умеет контролировать и регулировать свою деятельность, не овладел навыками, определяемыми особенностями процедуры ЕГЭ.

В психолого-педагогической литературе накоплен обширный теоретический материал о феномене психологической готовности человека к разным видам деятельности, но имеется пока мало материала по психологической готовности к экзамену. Недостаточно средств практического решения проблемы. Готовность – существенная предпосылка успешности деятельности. Так,  большинство авторов придерживаются мнения, что психологическая готовность - это особое психическое состояние, которое определяется содержанием предстоящей деятельности и имеет многокомпонентную структуру.

Будучи целостным образованием, психологическая готовность включает следующие компоненты:

1) мотивационный компонент:  человек, имеющий потребность успешно выполнить поставленную задачу, проявляет большую настойчивость в достижении поставленных целей, мобилизуется при неудачах, не расстраивается. Высокая мотивированность и избыточное эмоциональное напряжение ухудшает результаты деятельности, как и низкая, приводящая к незаинтересованности в результатах деятельности;

2) эмоциональный компонент (уверенность в себе и своих силах, эмоциональная устойчивость): эмоции могут, как усиливать, так и ослаблять активность  человека. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Уверенный в себе и своих силах человек способен преодолеть волнение и при  необходимости выбрать стратегию решения какой-либо задачи; неуверенного человека охватывает страх, тревога;

3) волевой компонент (управление собой и мобилизация сил, самоконтроль): развитая способность самоуправления позволяет легко ориентироваться в ситуации, создать систему целей и выбрать предпочтительные, быстро принять решение.  Человек с низким уровнем развития способности самоуправления не может быстро принять решение, не умеет направлять, регулировать и контролировать свою деятельность;

4) операциональный компонент (понимание обязанностей, знания и представления об особенностях деятельности). Сформированность каждого компонента психологической готовности, их целостное единство – показатель высокого уровня готовности человека к выполняемой деятельности.

Можно выделить три группы выпускников по уровню психологической готовности к экзаменам:

1.  Высокая общая психологическая готовность к такой деятельности, как экзамен.  Учащиеся имеют потребность в успехе, они уверенны в себе и своих силах, способны контролировать и сдерживать возникающие эмоции, обеспечивая тем самым успешное выполнение необходимых действий. На экзамене эти выпускники смогут преодолеть волнение, мобилизовать силы и приступить к выполнению экзаменационных заданий.   

2.  Средний уровень развития общей психологической готовности. Эти  учащиеся заинтересованы в результатах своей деятельности, они уверенны в себе и своих силах, способны переносить стрессовые нагрузки, но у них  недостаточно развит самоконтроль. При необходимости они смогут мобилизовать свои силы, смогут принять решение или выбрать стратегию деятельности, но им потребуется больше времени для этого, чем учащимся с высокой психологической готовностью. 

3.  Низкий уровень развития общей психологической готовности к экзаменам. Ситуация экзамена является для учеников стрессовой, они сильно волнуются. Повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Выпускников с низкой психологической готовностью характеризует тревожность, обеспокоенность, неуверенность в себе и своих силах, им сложно справиться со своими эмоциями, зачастую из-за того, что учащиеся не знают способов совладения с тревогой.

 Все эти трудности можно преодолеть, если:

1) Познакомить выпускников с сущностью и процедурой Единого государственного экзамена для повышения интереса к результатам ЕГЭ;

2) Повысить сопротивляемость стрессу: а) ознакомить с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации; б) повысить уверенность в себе, в своих силах;

3) Развить навыки самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

Разработка сайта: Смирнова Лала Гамлетовна 2012

Официальный сайт МОУ “Средняя общеобразовательная школа №3 г. Коряжмы” Архангельской области