Урок внеклассного чтения в 1 классе по теме «Крылья матери». Скворцова Ю.А.

Цели:

-  совершенствовать навык чтения, умение передавать свои мысли и чувства;

-  развивать внимание, мышление, память, речь;

-  воспитывать доброе и чуткое отношение к маме, уважительное отношение детей друг к другу, к окружающим, продолжить работу по формированию высоких нравственных чувств.

Ход урока:

 1. Орг. момент

- Сегодня у нас необычный урок. На нем присутствуют гости. Давайте покажем нашим гостям, как хорошо мы умеем работать.

2. Прогнозирование темы урока

Кому посвящено наше занятие,  вы узнаете, если внимательно послушаете своих товарищей.

1) Инсценировка: 

У меня такая мама, -
Все завидуют, я знаю!

Отчего же? Почему же?
Мама лучше у меня.

Кто сказал, что у тебя?
Мама лучше всех – моя.

– Не  стоит  спорить! У  каждого из  вас  мама самая  лучшая,  самая  красивая! Ребята, догадались, кому мы посвящаем сегодняшнее занятие. (Маме.) 

 – 26 ноября вся наша страна  отмечает  “День Матери”.  Поэтому  наш  урок  посвящен нашим любимым мамам. Всем нужна мама. Мама – самый близкий и родной человек. Ребята, а какая ваша мама? Подберите слова (по цепочке: добрая, красивая, умная, внимательная, ласковая, заботливая и т.д.). 

А тему урока вы узнаете, правильно собрав пословицу, в которой запутались слова.(При солнышке тепло, при матери - добро)

2)   - Как вы понимаете  мудрый  смысл этих  слов?  Можем ли мы жить без солнышка?Кому нужно солнышко? А может ли мы маму назвать солнышком? Почему? (Ответы у детей могут быть разные.) Подвести детей к выводу: солнышко дает жизнь. Мама дает жизнь. Она освещает нам путь всю жизнь. 

 - Мама для нас - это тоже наше солнышко.  Она дарит нам  своё  тепло,  свою  любовь. Мама, так же как и солнышко, посылает нам свои  лучики.  Но  её лучики не простые, а волшебные. Они могут растворить печаль, успокоить, вселить в нас надежду, дать нам силы.  

3) Сейчас мы будем работать над сказкой выдающегося советского педагога В.А.Сухомлинского. Кто такой педагог?

       - Прочитайте, заголовок произведения. (Сухомлинский В.А. "Крылья матери")

       - Как вы считаете, о чем это произведение?  

 (Чтение сказки хорошо читающими учениками, остальные – следят.)

 В жаркий летний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня стала учить деток щипать стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир уютный, добрый, поющий множеством голосов пчел, жучков, бабочек. Гусята были счастливы. Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались. Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И вдруг каждому из них стала нужна, ой, как нужна мать. Они подняли маленькие головки и побежали к ней.

- Давайте предположим, как поступят гусята? А мама?

А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к  матери, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Потому что крылья  существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей — об этом известно  каждой матери, а потом уж для того, чтобы летать. Под крыльями было тепло и безопасно; гусята слышали будто бы откуда-то издалекаи доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за  материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте. Им и в  голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло и уютно, а  снаружи — холодно и опасно.

- Как вы думаете, что случилось после того, как утих ураган? 

Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев.

- Почему?

Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: «Выпускай нас, мама». Да, они не  просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную  материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята  выбежали на траву. Они увидели, что у  матери изранены крылья, вырваны многие  перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не могла этого  сделать. Гусята все это видели, но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что   гусятам и в голову не пришло спросить: мама, что с тобой? И только один, самый  маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: «Почему у тебя изранены  крылья?» Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Все хорошо, сын». Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.

 Физминутка

3) Словарная работа: гусыня, тревожный голос, рассыпались по траве.

- Какой же была материнская любовь к своим деткам? (огромной, преданной, бескорыстной)

- Ради жизни своих детей мама всегда готова к подвигу. Она может пожертвовать своим здоровьем, счастьем ради счастья детей.

- Расскажите, как ваши мамы ограждают и защищают вас от бед?

- Почему израненная мать всё-таки была счастлива?

- Как вы думаете, должны ли дети заботиться о своей маме? Как мы можем это делать?

4) Игра «Моя мама - солнышко ясное».

- У вас на партах лежат сигнальные карточки. С одной стороны солнышко - мама улыбается, т.к. дети ее только радуют, а с другой стороны солнышко – мама   огорчена, т.к. дети её чем-то огорчают.                                                                                                                              .

(Учитель читает четверостишие, а детям предлагается внимательно послушать и выбрать правильный ответ: мама улыбается, как  солнышко ясное или огорчается, что придется  ей даже всплакнуть).

1. Мама моет сапоги,

 Сын лежит в кровати.

 2. Этот мальчик пол подмел,

 Вымыл руки чисто с мылом,

 Стол накрыл и чай налил,

 И маму чаем угостил.

 3. Учится, старается,

 И все у него получается.

 А мама улыбается

 И сыночком умиляется.

 4. Маму ласково обнял

 И сказал ей тихо:

 «По тебе я так скучал:

 Не ел, не пил и не гулял».

 5. Этот ссорится с друзьями,

 В школе двойки получил.

 А сегодня у бабули

 Все конфеты проглотил.

6. Пол протер, цветы полил

 Цветы и маме подарил.

 7. Этот все ломает,

 Маме не помогает.

 8. У этого в порядке

 Книжки, ручки и тетрадки.

 9. Игрушки в угол все сбросал,

 Поел, уроки делать он не стал.

 Вещи всюду раскидал,

 Встал и с другом убежал.

 10. Собаке будку починил,

 Водички ей налил.

 Дорожки все подмел,

 А потом гулять пошел.

- Очень важно, чтобы у мамы на душе было всегда спокойно. Мы должны с вами заботиться и о душевном спокойствии мамы. Мама будет счастлива и будет улыбаться, как  солнышко, когда вы ее согреете своей любовью, вниманием, заботой.

5) Работа в группах.

Каждой группе детей предлагаются карточки с предложениями. Детям нужно выбрать предложения, в которых они видят заботу о маме. И предложения с поступками, которые маму огорчат.

Карточки:

Вовремя ложусь спать,  не капризничаю, помогаю по дому,  подметаю пол, мою посуду, хожу в магазин, учусь хорошо, без разрешения ухожу из дому,  целыми днями смотрю телевизор, не выполняю домашнее задание, постоянно со всеми ссорюсь, укрываю маму одеялом, говорю маме ласковые слова, обижаюсь, ссорюсь с друзьями, готовлю маме чай, допоздна  катаюсь на велосипеде, сам мою сапоги, не люблю читать и т. д.

6) Подарок маме – песня «О маме». Исполняют ученики и дарят мамам цветы, сделанные своими руками.

7) Подведение итогов урока.

8) Рефлексия.

Разработка сайта: Смирнова Лала Гамлетовна 2012

Официальный сайт МОУ “Средняя общеобразовательная школа №3 г. Коряжмы” Архангельской области