Выгузова С.Н. «Элементы театральной деятельности на уроках английского языка»

>> Видеофрагмент урока с применением методического приёма «Элементы театральной деятельности на уроках английского языка (3 класс)»

>> Видеофрагмент урока с применением методического приёма «Элементы театральной деятельности на уроках английского языка (5 класс)»

Цели:

Образовательная:

обучение монологической и диалогической речи, основным видам ответов, формирование навыков и умений аудирования в различных ситуациях общения.

Воспитательная:

воспитание уважения к стране изучаемого языка, её культуре и традициям и гордость за свою страну; повышение мотивации к изучению языка, коммуникативной культуры

Развивающая:

развитие речи, мышления, памяти, воображения, творческих способностей.

Сущность: использование элементов театральной деятельности на уроках для снятия языкового барьера у учащихся, а также, развития личностных качеств учеников.

Этапы урока: речевая разминка, основная часть (работа с диалогами и монологами).

Адресная направленность: педагогам начального и среднего звена.

 1) Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Поэтому иностранный язык стал обязательным компонентом обучения в школе. Многочисленные трудности при освоении иностранного языка ведут к потере интереса к процессу его освоения уже до перехода на среднюю ступень. Решению этого вопроса в значительной степени способствует театральная деятельность на английском языке. Театральная деятельность – самая точная модель общения, так как она подражает действительности, и в ней, как и в жизни, переплетаются речевое и неречевое поведение партнеров.

2) Всем известно, что дети хорошо и быстро запоминают то, что интересно и вызывает у них эмоциональный отклик. Поэтому Театр близок и понятен детям. Одной из причин близости драматической формы детям является связь театрализации с игрой – ребята с огромным удовольствием играют в театральных постановках. В процессе увлекательного взаимодействия ребят друг с другом создаются условия непроизвольного усвоения материала. Освоение нового происходит в атмосфере творчества и дружеской партнерской обстановки.

3) Главная цель при обучении иностранным языкам – формирование и развитие коммуникативных речевых навыков и умений. Какие речевые умения мы должны формировать на уроках английского? Во-первых – это говорение.

 а) Участие в диалоге.

Диалог в ситуациях повседневного общения, диалог этикетного характера – уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться, вежливо попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление, извиниться; диалог-расспрос – уметь задавать вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Куда?; диалог-побуждение к действию – уметь обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ ее выполнить.

б) Составление монологических высказываний:

Уже в начальной школе дети должны уметь рассказать о себе, своем друге, своей семье; описать предмета, картинку, персонажей прочитанной сказки с опорой на картинку. Объем монологического высказывания – 5-6 фраз.

Как показывает опыт, при заучивании диалогов и монологов, имеет место искусственное сухое “зазубривание”. Чтобы избежать этого используем разнообразную яркую наглядность: игрушки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски, кукольную мебель. Это не требует сложных костюмов и декораций и может успешно применяться на любом уроке. И вот ваш ученик уже играет роль собачки или льва, с удовольствием знакомится и рассказывает о себе. Ведь в игре вовсе необязательно задавать вопросы в строгой последовательности, и ответы могут быть различны, что заставляет детей слушать собеседника и отвечать, согласно ситуации.

Элементы театральной деятельности широко используются в учебном процессе в виде инсценировок и театрализованных игр. Такие приемы эффективны при обучении любому предмету, но особенно высока их ценность при усвоении иностранного языка.

в) Дети на уроках должны не только говорить, но и уметь слушать. Слушание (или аудирование) - восприятие и понимание иностранной речи - один из самых сложных видов деятельности на уроке. Театральная деятельность на уроке заставляет внимательно слушать собеседника. Ведь прослушивание небольших простых сообщений одноклассников проходит намного веселее, если перед тобой говорит не ученик твоего класса, а приехал гость из далёкой Африки или Америки.

г) Еще один важный аспект в этой работе - это работа над произношением, адекватное произношение и различие на слух звуков и звукосочетаний английского языка, соблюдение норм произношения. Элементы тетра помогают совершенствовать английское произношение, отрабатывать звуки, слова, интонацию, дети не просто повторяют за учителем, а играют какого- либо героя, который непременно должен говорить с английским произношением.

д) Одним из важных аспектов в изучении иностранного языка является активное пополнение лексики. Театральная деятельность – это не только диалоги, сценки и монологи. Это и стихи и песни, связанные с темой. Они также способствует развитию навыков разговорной речи, умению говорить и понимать иностранную речь.

В процессе театральной деятельности совершенствуются:

  • интонационные, грамматические и лексические навыки;
  • использование и отработка речевых фраз и клише в различных ситуациях;
  • углубление страноведческих знаний;
  • умение аудирования;
  • практическое использование знаний в коммуникативной сфере.

 Драматизация способствует развитию навыков общения на английском языке, расширяет кругозор детей, они становятся эмоционально богаче, раскованнее, увереннее в себе. Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции: речь, интонацию, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности. Благодаря ей развивается эмоциональная сфера, тем самым обогащается личность.

Театральная деятельность, будучи ориентированной на потребности и мотивы ребенка, позволяет решать многие проблемы воспитания детей, так называемых групп риска (с нетипичным поведением): излишне застенчивых, агрессивных, социально неуверенных и т.д. В ролевой игре происходит существенная перестройка поведения ученика – оно становится произвольным. Это значит, что в ролевой игре ученик не чувствует той напряженности, которую он может ощущать при обычном ответе, он более раскрепощен и свободен.

Кроме того, театр позволяет организовывать работу и с одаренными детьми, которые могут проявить себя во внеурочной деятельности.

Надо обратить внимание на то что, сам учитель должен быть артистичным, эмоциональным, терпеливым и добрым. На уроке должен царить доброжелательный психологический климат.

Разработка сайта: Смирнова Лала Гамлетовна 2012

Официальный сайт МОУ “Средняя общеобразовательная школа №3 г. Коряжмы” Архангельской области