Взаимодействие родителей, детей и школы в рамках программы «Мы вместе»

Константинова Инга Александровна,

учитель высшей квалификационной категории,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3», г. Коряжма

В рамках проекта Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» отмечено, что современная школа будет более тесно взаимодействовать с семьей, станет открытой и понятной для родителей и общества. Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьёй. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный руководитель. Именно от его работы зависит то, насколько семьи понимают действия, проводимые школой по отношению к обучению детей, и участвуют в их реализации. Одна из важнейших задач классного руководителя – способствовать сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребёнка. Успешное  решение этой задачи возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и детей. Ведь дети, родители, учителя – члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы и проблемы, результат решения которых во многом зависит от характера их взаимодействия. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Оно предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитие целостной личности. Залогом успеха является объединение усилий родителей и педагога.  

За годы работы у меня сформировалась своя система работы с родителями. Рассматривая воспитание в школе и семье как единый процесс, мной  разработана программа воспитания  «Мы вместе».  

Цель программы: обеспечение  тесной связи школы и семьи для создания благоприятных условий разностороннего развития ребёнка, реализация его индивидуального потенциала в условиях социума, способствующая гармоничному развитию его личности.

Задачи:

1) разъяснение и пропаганда прав детей, семьи, педагогов; формирование ответственности семьи за духовное и физическое развитие личности;

2) создание единой воспитывающей среды семьи и школы, организация психолого-педагогического всеобуча родителей, изучение воспитательного потенциала семьи, приобщение родителей к целенаправленному  учебно-воспитательному процессу;

3) пропаганда здорового образа жизни, семейных ценностей, использование положительного потенциала семьи, опыта семейного воспитания.

Родители и классный руководитель – это воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда они станут союзниками. В основе  союза школы и семьи – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, совместно выработанные цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов. От успешного взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, творческий подход к работе, удовлетворённость её результатами. В итоге родители станут лучше знать детей и школьные программы, уверенность в том, что при обучении учитывается их мнение, ощущение своей значимости в школе. Для детей выигрыш очевиден. Он проявляется в лучшем отношении к школе, к учёбе, в развитии их знаний и умений, успешном социальном положении.

Основные направления работы  с родителями:  установление и поддержка постоянной связи с родителями; выработка единых требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка; привлечение родителей к работе с классом.   Воспитательная работа осуществляется по 5 направлениям, в реализации которых  активное участие принимают родители.

Направление 1. «Мы и семья».  Задачи классного руководителя: организация и совместное проведение родительских собраний, досуга детей и родителей; создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, родителей, детей; обучение родителей умению быть родителем, владение приемами воспитания и взаимодействия. Формы работы с классным коллективом:

1)Родительские дни в школе. В школе ежегодно в марте проходит День открытых дверей, когда родители могут посетить уроки, побеседовать с педагогами.

2)Тематические классные часы «История нашей семьи», "Моя родословная», «Моя семья в воспоминаниях родных» и др.

3) Совместные праздники: календарные (8 марта, 1 сентября, день Победы), тематические («Юморина», «Чайный праздник», «День бантиков», «Шоколад») В конце каждого праздника дети дарят родителям сюрпризы – подарки, изготовленные своими руками.  Дети видят заинтересованное отношение родителей, что и  является стимулом для дальнейшей работы детей.

4) Организация родительских конференций, собраний, коллективно - совместных родительских собраний с детьми, индивидуальных  встреч, консультаций, круглых столов, полезных встреч со специалистами.

 Направление 2. «Мы и учёба». Задачи классного руководителя: создание условий для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии; формирование интеллектуальной культуры учащихся; привлечение родителей в мир интеллектуальных игр; развитие кругозора и любознательности.

Формы работы с классным коллективом: классные, школьные и городские интеллектуальные игры «Проще простого», «Хочу всё знать», «Самый умный» и другие мероприятия; участие в исследовательской деятельности; семейный интеллектуальный клуб «Умка», который объединил детей и их родителей; открытые уроки и внеклассные мероприятия с приглашением и участием родителей.

Направление 3. «Мы - патриоты». Задачи классного руководителя: формирование чувства патриотизма, гордости за свою Отчизну, за свой край; развитие стремления к изучению своей страны; знакомство с символикой своей Родины, с общественно - политической жизнью страны.

Формы работы с классным коллективом: тематические классные часы, уроки мира; встречи с представителями правоохранительных органов, ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС; посещение воинской части; конкурсы, праздники патриотической тематики  (Смотр строя и песни, акция «Чернобыль – место подвига»); участие в работе школьного « Музея Доблести и Чести».

Направление 4. «Мы и здоровье». Задачи классного руководителя: пропаганда здорового образа жизни; формирование необходимых знаний, умений, навыков для совершенствования собственного здоровья.

Формы работы с классным коллективом: спортивные конкурсы, соревнования внутри класса, олимпиады, марафоны, турниры; встречи со спортсменами города, изучение истории семейных династий, активно занимающихся спортом; Дни здоровья, туристические походы; спортивные утренники и викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет; беседы и просмотр презентаций по темам: «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей страны, моего города», «История видов спорта» и др.медосмотр учащихся.

Направление 5. « Мы и мир прекрасного». Задачи классного руководителя: формирование у школьников чувства прекрасного, эстетического вкуса, творческих способностей, создание условий для творческой самореализации обучающихся.

Формы работы с классным коллективом: празднование памятных дат в жизни учащихся, дней рождения;  посещение театров, музеев, выставок, экскурсий; постановка театрализованных представлений; посещение кружка «Очумелые ручки»; фестивали, презентации, посещение дискотек, танцевальных вечеров;  организация  поездок по родному краю, культпоходов.

Родители  участвуют в оформлении классного альбома. С 1 по 4 класс все фотографии и видеоматериалы с мероприятий записываются на диски, которые дарятся детям по окончании учебного года. При планировании дальнейшей работы помогают анкетирование, социологические опросы, отзывы о проводимых мероприятиях и рекомендации родителей.

Инновационная форма - это систематическая работа с родителями и учащимися по созданию портфолио класса и личного портфолио каждого ученика, с целью отслеживания личностного роста  ученика, его успехов и достижений.

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если:  дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают её цели и находят в ней личностный смысл;  осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности;   с учётом желания и возможностей участников образовательного процесса распределены роли, функции, сферы деятельности;  создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе;  действия, стиль педагога способствует самореализации и самовыражению участников деятельности.

Главными результатами совместной работы с родителями учащихся являются успехи учащихся в городских олимпиадах, смотрах и конкурсах; удовлетворённость  результатами обучения и воспитания детей, их положением в классном и школьном коллективе.

Данная программа помогает целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, концентрировать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать действия классного руководителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности класса. Таким образом, система работы классного руководителя с семьей предполагает использование различных форм взаимодействия с родительским коллективом  и в конечном итоге способствует гармоничному развитию личности ребёнка.

Разработка сайта: Смирнова Лала Гамлетовна 2012

Официальный сайт МОУ “Средняя общеобразовательная школа №3 г. Коряжмы” Архангельской области