Современный этап в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в нашей стране произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
В этот период нарушилось духовное единство общества, произошла девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию РФ было подчёркнуто: "Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений".
Не случайно в 2005 году Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу «Патриотическое вос¬питание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы», а в 2009 году разработан проект Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция формулирует социальный заказ современной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. «Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России», - говорится в проекте.
В нашей школе большое внимание уделяется нравственно-патриотическому становление личности школьника. Оно осуществляется в рамках реализации долгосрочных школьных программ "Патриот" (2006-2009), "Мы - будущее России" (2010-2019), воспитательных программ классных руководителей, а рамках урочной и внеурочной работы учителей-предметников. В 2009 году в школе был создан музей "Доблести и Чести", призванный сохранить память о жертвах и героях локальных конфликтов современности, о погибших в горячих точках при исполнении воинского долга. Музей открыл необозримые возможности для создания положительного эмоционального фона, направленного на достижение результатов нравственно-патриотического воспитания, для формирования активной жизненной позиции школьников.
На сегодняшний день в образовательном учреждении имеется богатый положительный опыт по организации внеклассных мероприятий, направленных на формирование нравственно-патриотических качеств личности школьника, а также необходимая для этого материально-техническая база и кадровый потенциал.
В сборнике представлены методические разработки педагогов – участников творческой группы в рамках опытно-экспериментальной работы «Создание моделей сетевого взаимодействия на муниципальном уровне как фактор повышения профессионализма педагогических и руководящих работников образовательных учреждений».
Пособие адресовано педагогам образовательных учреждений, осуществляющим нравственно-патриотическое воспитание школьников на разных ступенях обучения.
В дальнейшем учебно-методическое пособие будет пополняться разработками мероприятий.