Обернихина Т.С. «Дидактическая многомерная технология»

>> Видеофрагмент урока с применением методического приёма «Дидактическая многомерная технология»

Современное общество нуждается в воспитании самостоятельного, ответственного, думающего человека. От современных выпускников школы сегодня требуется гибкая адаптация к изменяющимся социально-экономическим условиям, самостоятельность, умение критически мыслить и генерировать идеи, оперировать растущими объемами научной информации. Социализация личности ребенка происходит успешно, если его познавательные и духовные потребности находят удовлетворение в содержании педагогического процесса.

Не секрет, что сейчас снижена мотивация учащихся к обучению, а это приводит к снижению познавательных способностей, при этом возрастает нагрузка на память, но так как она также ухудшается, то мотивация обучения и результативность обученности еще более падает. Возможность разорвать этот замкнутый круг предоставляется, если учебная деятельность станет доступной, посильной, осмысленной для учащихся со средними (наиболее распространенными) способностями. В связи с этим требуется при подаче материала ориентироваться на доступность в освоении, самостоятельную работу и хорошую наглядность.

Одним из приемов Дидактической многомерной технологии является построение логико-смысловых моделей. (ЛСМ) Данные модели предполагают самостоятельное добывание знаний учащимися. Эта технология может использоваться на различных предметах т.к объединяет изученный материал в единую блок-схему. За основу взята технология обучения В.Ф. Шаталова. Многомерность пространства школьникам становится легче осознать, так как обращение к логико-смысловым моделям позволяет использовать ассоциативность мышления. Поэтому создаются равные условия восприятия материала как для левополушарных, так и для правополушарных детей.

Моделирование способствует созданию каркаса действительности, который выстраивается в знания и усваивается вместе с ними через восприятие.

Организация деятельности с использованием ЛСМ строится по трем этапам:

  • Первый этап  обучение внутри урока. На этой ступени ученики выбирают свой уровень трудности, приобретают навыки самостоятельной работы. На данном этапе важно пользоваться логико-смысловыми моделями для представления более общей картины изучаемого материала.
  • Второй этап – обучение внутри темы. Основные признаки этого уровня: выбор обучающимися собственного темпа, уровня трудности и способа усвоения учебного материала.
  • Третий этап – полная индивидуализация обучения. На этом этапе роль учителя опосредованная: обеспечение учеников дидактическими материалами для трёх уровней сложности и предоставление комплекта ЛСМ.

Учащиеся проходят все три этапа, но за одно и то же время выполняют разный объем работы.

Контроль знаний, умений и навыков осуществляется также в три этапа.

  • Уровень 1  репродуктивный. Умение ученика по готовой многомерной модели воспроизвести в целом весь материал темы, систематизировать его и обобщить.
  • Уровень 2 – аналитический. Умение ученика вносить свои коррективы, дополнения, изменения в уже готовые ЛСМ.
  • Уровень 3 – творческий. Умение составлять индивидуальные и проверочные матрицы.

Использование таких моделей в урочное время позволяет:

  • выявлять сущность, особенное, единичное изучаемого объекта для формирования адекватного образа;
  • минимизировать объем результатов деятельности;
  • повышать качество знаний учащихся;
  • проводить дифференцированное обучение школьников;
  • обеспечивать комфортность обучающихся с учетом типа мыслительной деятельности.

Разработка сайта: Смирнова Лала Гамлетовна 2012

Официальный сайт МОУ “Средняя общеобразовательная школа №3 г. Коряжмы” Архангельской области